Как сохранить продуктивность в нестабильное время

События текущего года мало кого оставляют равнодушным. Даже те, кто далёк от политики, чувствуют всеобщее неспокойное настроение. Состояние тревоги и стресса сильно влияет на эмоциональный фон людей и, как следствие, на продуктивность. Рассказываем, как сохранить рабочий настрой в непростое время.
Ирина Мамаева
Ирина Мамаева
психолог, журналист

⏱ 7 минут полезного чтения

Второй день сидите над задачей, которую раньше решали за полчаса? Уже неделю не можете взяться за новый проект? Никак не закончите отчёт, который нужно было сдать ещё два дня назад? С одной стороны, в текущей реальности снижение продуктивности естественно — мы с вами живые люди и ситуация в стране и мире отражается на каждом. С другой стороны, рабочие обязанности никто не отменял: их по-прежнему нужно выполнять и желательно в том же объёме. Вернуть былую эффективность и нужный настрой вам помогут 11 несложных способов.

1. Используйте работу как опору

Представьте, что вы плывёте по морю на корабле, как вдруг налетает шторм и судно начинает бросать из стороны в сторону. Ваши действия? Вероятно, вы попытаетесь ухватиться за какую-то надёжную опору.

Как и в примере со штормом, в нестабильные периоды жизни нам тоже важно за что-то держаться, иначе волны тревоги и страха накроют с головой. Одной из таких опор может стать работа. Установленный распорядок дня, понятные задачи, стабильный доход — все эти моменты дают нашей психике ощущение устойчивости и предсказуемости. Когда есть определённость как минимум в одной сфере жизни, переносить сложные периоды становится проще.

2. Попросите помощи

Ещё одной опорой могут стать окружающие: родственники, друзья и коллеги. Если с последними у вас сложились доверительные отношения, можно поделиться своими эмоциями с кем-то из них. Выберите в коллективе одного человека, которому доверяете и поговорите по душам. Такая беседа снизит уровень напряжения и даст почувствовать, что вы не одни.

Кроме возможности разделить свои переживания есть ещё одна причина, по которой стоит обратиться к сослуживцам за помощью. Дело в том, что в состоянии стресса мы часто становимся невнимательными, поэтому во избежание ошибок попросите кого-то из коллег проверить вашу работу.

3. Поддержите коллег

«Помогая другим, мы помогаем себе» — не просто красивая фраза, а научно доказанный факт. Лоуренс Гонсалес, автор книги «Остаться в живых. Психология поведения в экстремальных ситуациях» описывает на страницах своего произведения одно интересное исследование. Согласно его данным, люди, которые в опасной ситуации оказывали поддержку другим, имели больше шансов на спасение.

Как использовать данный принцип в работе? Очень просто: помогите тем, кто в этом нуждается. Подстрахуйте сослуживца на защите важного проекта, выслушайте и утешьте коллегу, если ему плохо, подмените напарника, когда тому понадобится отлучиться. Словом или делом дайте понять окружающим, что вы рядом и готовы прийти на помощь. Для других такая активность станет спасательным кругом, а вы получите мощный заряд энергии и сможете продуктивно трудиться.

4. Поговорите с руководством

Сейчас, в период нестабильности, некоторые компании закрываются, а люди теряют работу. Неудивительно, что многие сотрудники задаются вопросом: «Что будет с нами завтра?». Чувство неопределённости и постоянные переживания за собственное будущее не лучшим образом влияют на рабочий настрой. Действительно, сложно сохранять эффективность в ситуации, когда в одно не прекрасное утро есть шанс прийти к закрытым дверям офиса.

Для того чтобы понимать перспективы компании, и ваши в частности, открыто обсудите с руководством эту тему. Даже если они не самые радужные — это лучше, чем ситуация неопределённости. К тому же, владея полной информацией, вы получите время и возможность заранее продумать запасные варианты.

5. Найдите плюсы в работе

Работа — важная часть жизни любого человека. И даже если то место, где вы сейчас трудитесь, не идеальное, в нём несомненно есть свои плюсы.

Возьмите листок бумаги и составьте список того, что даёт вам работа. Это может быть высокая зарплата, дружный коллектив, возможность самореализации и профессионального роста. Время от времени перечитывайте получившийся список — он будет давать вам мотивацию и рабочий настрой.

6. Придерживайтесь расписания

Размеренный и упорядоченный ритм жизни более комфортен для человеческой психики, чем спонтанный и хаотичный. Потому привычное со школьной скамьи расписание станет отличным способом повысить продуктивность.

Начните с малого: каждый вечер, перед уходом домой составляйте план на следующий день. Спустя некоторое время переходите к недельному расписанию, потом к расписанию на месяц. Рабочий план не только позволит не упустить из вида ни одной задачи, но и даст ощущение стабильности и предсказуемости. Также расписание поможет избавиться от просроченных дедлайнов, которые могут вызвать дополнительный стресс.

Если вы всегда относились к планированию скептически, то сейчас самое время его внедрить. Заранее определённый порядок даст хорошую опору и позволит трудиться более эффективно.

7. Ограничьте поток новостей

В период, когда всё постоянно меняется, каждую свободную минуту мы заглядываем в смартфон, чтобы узнать последние новости. С одной стороны, желание быть в курсе событий — естественно. С другой стороны, бесконечный скроллинг новостной ленты может давать обратный эффект и повышать уровень тревоги.

Выход простой: ограничьте количество потребляемого контента. К тому же новостные каналы часто дублируют друг друга, поэтому необязательно просматривать их все. Выберите 2−3 источника, которым доверяете, и получайте информацию только их них. Установите и временные рамки для изучения ленты, например, 10 минут новостей после 2−3 часов работы.

И старайтесь не читать статьи на тревожащие темы после 20:00 — это может ухудшить качество сна, что в свою очередь плохо отразится трудоспособности.

8. Держите мысли под контролем

Воображение — способность человеческой психики создавать новые образы и идеи. Именно с помощью воображения художники пишут картины, а учёные придумывают новые технологии. Однако, кроме очевидной пользы, воображение может сыграть и злую шутку: представляя образы печального будущего, мы самовольно погружаемся в бездну тревоги и страха. Потому идти на поводу у мрачных фантазий — не лучшая затея.

Как же научиться контролировать поток сознания? Очень просто: поставьте на первый план рабочие задачи и держите их в фокусе. Как только в голову начнут закрадываться негативные мысли, переключите внимание на работу. Эта техника при всей своей простоте на деле очень эффективна. Она не только помогает сохранять высокую продуктивность, но и даёт энергию для выполнения новых задач.

9. Давайте выход эмоциям

Испытывать эмоции — это нормально, ведь не зря природа снабдила ими нашу психику. Человек, не способный проживать чувства, скорее напоминает бездушного робота.

Но нередко, под влиянием общественных установок и стереотипов, мы не даём выхода эмоциям. Боясь выглядеть слабыми в глазах других людей, мы тщательно скрываем свои переживания.

Конечно, рыдать на плече у коллеги посреди рабочего дня — не самый лучший вариант, но и гасить в себе волну нахлынувших эмоций тоже не стоит. Что же делать? Нужно найти подходящий способ, чтобы их выразить. Как это сделать, читайте здесь, сейчас же лишь назовём причины, почему важно давать волю переживаниям. Во-первых, накопление негативных эмоций может приводить к возникновению различных психосоматических заболеваний. Во-вторых, на то, чтобы подавить эмоции, наша психика тратит очень много энергии, в результате на рабочие задачи сил просто не остаётся.

10. Займитесь физической активностью

«В здоровом теле — здоровый дух» — гласит народная мудрость. И действительно: наше эмоциональное состояние тесно связано с физическим. Например, чтобы почувствовать себя лучше, порой достаточно сделать 15-минутную зарядку или совершить небольшую прогулку на свежем воздухе.

Как это работает? Дело в том, что физическая активность способствует выработке эндорфина или, как его ещё называют, «гормона счастья». Потому различные упражнения помогают не только привести тело и дух в порядок, но и отвлечься от тревожных мыслей.

Чтобы заняться физкультурой необязательно идти в спортзал. Некоторые упражнения можно делать прямо на рабочем месте. Сегодня для работающих людей даже существует отдельное направление: йога в офисе. Примеры упражнений вы без труда найдёте в YouTube.

Кстати

Уровень стресса хорошо помогает снизить дыхательная гимнастика. Дело в том, что когда мы находимся в напряжении, дыхание сбивается и мозг недополучает кислород. Это в свою очередь негативно влияет на способность решать рабочие задачи. Поэтому, если вы чувствуете, что взволнованы и не можете сосредоточиться, попробуйте в течение 2−3 минут делать глубокие вдохи и выдохи. Это простое упражнение подарит вам ощущение спокойствия и поможет вернуться в рабочее русло.

Преимущество дыхательной гимнастики в том, что она не требуют специального оборудования: её можно практиковать в любом месте и в любой ситуации.

11. Чаще бывайте на природе

Рекомендация чаще бывать на природе — не пережиток прошлого и не причитания бабушки, которой не нравится, что вы много времени проводите за компьютером. Служители науки неоднократно подтвердили эффективность этого метода борьбы со стрессом. Пример тому — недавние исследования зарубежных учёных, доказавших, что уровень напряжения значительно снижается, если человек хотя бы два часа в неделю проводит на свежем воздухе.

В будние дни достаточно выйти на несколько остановок раньше и пройтись до дома пешком, а в выходные можно выбраться в парк. Это полезно не только для эмоциональной разгрузки, но и для состояния организма в целом. Стоит ли говорить, что хорошее самочувствие позволит вам трудиться более эффективно.

Погрузиться с головой в пучину тревоги и потерять эффективность — не самая лучшая стратегия, ведь кризис когда-нибудь закончится, а испорченная деловая репутация останется. Потому сейчас как никогда важно привести в норму своё психическое и эмоциональное состояние. Надеемся, что наши рекомендации помогут вам в этом.

🚩 Материал был полезен? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!
Кнопка репоста — в шапке статьи

К другим статьям